СТРОЙЭКСПО.ВЕСНА 2012": ПРЯМАЯ РЕЧЬ
С 27 по 30 марта в Минске прошла 15-ая специализированная международная выставка «Стройэкспо. Весна 2012», собравшая около 250 представителей рынка строительных материалов не только из Беларуси, но и из России, Казахстана, Чехии, Украины и Польши. Корреспондент Novostroyka.by, пользуясь моментом, побеседовал с сотрудниками белорусских компаний о том, чем сегодня живет отрасль, каковы ее перспективы и какое место занимают профильные выставки в жизни игрока современного рынка.
Многословно представлять группу компаний «Алютех» нужды нет. Участию в профильных мероприятиях руководство уделяет особенное внимание. Дмитрий Алексейчик, первый заместитель директора, комментирует: «Мы всегда участвуем в выставках: показываем новинки, позиционируем себя. В этом году это уже, наверное, четвертая выставка для нас. Предыдущая проходила в Штутгарте (R+Т Stuttgart): там мы экспонировали действительно большие площади, 400 квадратных метров занимали два наших стенда – роллетный и воротный. Здесь же масштабы скромнее, участие имеет имиджевое значение для нас и значимость для наших клиентов: они узнают наш стенд, обращают внимание, получают информацию, литературу. Это своеобразное напоминание клиентам о том, что мы – первые».
Компания номер один не испытывает гнетущее влияние кризиса: прошлый год за 15 лет работы стал для «Алютех» самым успешным. Связано это в первую очередь с тем, что львиная доля продаж продукции холдинга – экспортная, так что прогнозы у компании – самые оптимистичные.
Группа компаний «Альбион» включает в себя 7 компаний, занимающихся оптовой и розничной торговлей, производством стройматериалов, оказанием строительных услуг, уделяя большее внимание системам ливневой канализации и дренажа, водоотводным системам, линейным и точечным водоотводам. На «Стройэкспо. Весна-2012» ГК представила продукцию компании АСО, решетчатые настилы Meiser, антисептики Dukor (белорусское производство, которое соответствует всем международным стандартам), кровельные воронки компании HL, Татполимер, систему автономной биологической очистки сточных вод ЮНИЛОС. Это далеко не все, что входит в сферу деятельности группы компаний: холдинг принял решение показать только некоторые направления деятельности в рамках «Стройэкспо -2012». Татьяна, маркетолог «Альбиона», объясняет это так: «Стройэкспо» - выставка широкого профиля, поэтому мы хотели охватить наши основные направления. Вскоре пройдут узкоспециализированные выставки – так что на выставке «Продмаш» мы представим изделия АСО из нержавеющей стали: трапы, воронки, каналы, на выставке «Вода и водные технологии» мы покажем некоторые новинки, о которых я пока умолчу».
Холдинг развивается: расширяет штат, интегрирует новые направления и технологии (такие как расширительные профили для деформационных швов Conecto – именно эту новинку они презентовали на «Стройэкспо-2012»). «Мы единственные в Беларуси и России, кто поставляет их на рынок. Это очень прогрессивная новая технология в строительстве», – рассказывает Татьяна. Холдингу не в новинку принимать участие в профильных выставках, и Татьяна отмечает: «В этом году «Стройэкспо» характеризуется большим ажиотажем и оживленностью, нежели в прошлом. Возможно, это связано с тем, что страна потихоньку выходит из кризиса. В прошлом году, осенью, например, многие отказались от участия – и площади под стенды пустовали. Кризис миновал строительство, мы расширяемся – и касаемо штата, и направлений, и рынков сбыта – выходим на всю территорию Беларуси и планируем выйти на Россию и Украину». Прогнозы развития строительного бизнеса Татьяна дает радужные: «Строительная отрасль – та отрасль, которая всегда была, есть и будет, и я вижу отличные перспективы – именно в технологиях. Каждый год появляется что-то новое, прогрессивное и инновационное, отрасль не стоит на месте».
Компания «Вече-Светотехника», которая занимается оптовой торговлей и проектированием сетей электроснабжения, электромонтажными работами, тоже не жалуется на тяжелые экономические условия. Ведущий специалист компании Константин процветание строительной отрасли связывает, в том числе, и с тем, что «с каждым годом в Беларусь приходит все больше и больше инвесторов с новыми строительными проектами – это и торговые сети, и гостиничный бизнес. Наш рынок уже сложился – это одни и те же игроки». Следя за новинками рынка и заботясь об имидже, представители компании не обходят своим вниманием профильные мероприятия: «Мы ежегодно посещаем выставку во Франкфурте: размах, конечно, больше. Чтобы обойти ее, даже четырех дней недостаточно: более интересные стенды, масса контактов. Что касается «Стройэкспо», то могу отметить, что в этом году она стала намного лучше», - говорит Константин. В этом году компания сделала упор на светодиодное освещение: «Это экономно, долговечно, окупаемость до трех лет. Цены на светодиодное освещение снижаются, поэтому можно говорить о том, что в течение 5 лет они вытеснят традиционные источники освещения».
Компании, работающие в секторе b2b, чувствуют себя более чем уверенно, наращивая объемы производства и продаж, расширяя штат и выходя на новые рынки – но ложка дегтя в этой бочке меда все же есть. Не так легко сейчас тем, кто работает с частным клиентом – именно они столкнулись с кризисными проявлениями наиболее жестко. Представитель компании «Картуш» (наружное строительство, благоустройство территории, озеленение, автополив и др.) отмечает, что потребительское поведение белорусов на рынке стройматериалов изменилось не в лучшую сторону: «Количество заказов уменьшилось, проявляется такая тенденция: заказчика интересует низкая цена при высоком качестве работ. Мы же привыкли предоставлять традиционно высокое качество и запрашивать за это соответствующую цену. Есть люди, которые готовы платить, которые понимают, что скупой платит дважды, но их стало меньше. Можно говорить о спаде в нише, которую занимает компания. Тем не менее, мы не собираемся опускать планку качества».
Примечательно, что наши собеседники могли расходиться в своих оценках по поводу самочувствия отрасли (в зависимости от сектора b2b или b2c), организации выставки (кто-то говорил о большем количестве экспонентов, кто-то – о том, что их все меньше и меньше). Официальная же статистика такова: в прошлом году в выставке приняли участие 380 компаний, в этом – 250. Определенно, это нельзя назвать прорывом, но так же нельзя утверждать, что на рынке строительных услуг царит паника и хаос – пациент скорее жив, чем мертв. Министр архитектуры и строительства А. Ничкасов в приветственном слове выражал надежду, что «специализированная выставка «Стройэкспо-2012» станет успешной и позволит добиться серьёзных результатов в работе по улучшению инвестиционного климата, повышению конкурентоспособности строительной продукции…» - что ж, белорусские компании определенно делают все от них зависящее, чтобы реализовать напутствие министра.